На прошлой неделе гранды латвийской сферы пиара подвели итоги минувшего года. О своих достижениях рассказали руководители DDB Porter Novelli, P.R.A.E. Public Relations, Hill & Knowlton Latvia и другие члены LSAKA - Латвийской ассоциации PR-компаний. Выяснилось, что в отрасли дела идут совсем неплохо.
О главном
- Главное - это то, что в Латвии сформировалась PR-отрасль, - отметил Айнар Эрглис, президент латвийской PR-ассоциации. - Если пять лет назад клиенты приходили к нам с бюджетами, то сегодня они приходят с задачами и проблемами, которые доверяют нам решать. Мы стали полноценными партнерами наших клиентов.
Как пояснил Айнар Эрглис «Деловому», клиент может обратиться в латвийское PR-агентство с четко сформулированной задачей. Например, некий банк может высказать пожелание захватить определенную долю рынка ипотечного кредитования. «Если цель реальная, мы возьмемся за ее решение; если нет - так клиенту и скажем», - прокомментировал Айнар.
- Настал период качественного роста. Период количественного роста закончился, - уверенно сказал Айнар Эрглис.
В подтверждение своих слов он привел статистические данные. За 2005 год по сравнению с 2004-м доходы членов ассоциации выросли на 15%, в то время как оборот - лишь на 3%. «Предшествующий количественный рост PR-услуг сменил качественный прирост, что свидетельствует об общей стабильности рынка и способности клиентов оценить достижения связей с общественностью», - говорится в пресс-релизе ассоциации.
Локальная специфика
Впрочем, «Деловому» интересной показалась роль латвийских PR-агентств с точки зрения работы с клиентом. Как мы уже писали, задача PR-агентства - создать некое событие, которое привлечет внимание средств массовой информации. Событие должно быть достойным того, чтобы о нем написали в прессе, сделали сюжеты на телевидении, рассказали на радио и т. д. Причем бесплатно. В этом и заключается основное отличие PR от рекламы: если за размещение рекламной статьи клиенту нужно заплатить, то в случае public relations клиент платит только за СОЗДАНИЕ СОБЫТИЯ (за размещение информации в СМИ клиент не платит). Так работают PR-агентства во всем мире. Точнее, почти во всем. В Латвии они работают несколько иначе.
Как выяснил «Деловой», латвийские PR-агентства не настолько узкоспециализированные. Их основная работа - стратегическое консультирование клиентов. На основании поставленной клиентом (иногда - совместно с агентством) задачи сотрудники PR-агентства разрабатывают стратегию по достижению намеченных целей. Что интересно, они же - сотрудники агентства - и берутся ее осуществить. В большинстве случаев - как посредники.
Дело в том, что для достижения цели далеко не всегда нужно использовать PR: это может быть и рекламная кампания, и прямой маркетинг, и интегрированный комплекс услуг. Для создания события привлекается event-maker; для работы с рекламой - креативные (занимаются творческой частью - изготовлением ТВ- и радиороликов, макетов для прессы и т. д.) и медийные (занимаются размещением рекламы в СМИ) рекламные агентства; для проведения исследований - профессиональные социологи. Таким образом, в Латвии налицо отклонение от традиционной мировой практики: стратегическим консультированием обычно занимаются консультационные компании (такие, как Trout & Partners, Zyman Group и др.), а не PR-агентства.
Что тут поделать? Маленькая страна, своя специфика...
http://www.d-pils.lv/view_article.php?article=72192